Педагогам и сотрудникам

Методические материалы

Методический кабинет

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ как средство оптимизации коррекционно – образовательного процесса на логопедических занятия

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В наше время всеобщей компьютеризации  использование ИКТ успешно вошло в современную образовательную практику  и стало необходимым условием обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), к которым относятся и дети с тяжелыми нарушениями речи.

Электронные ресурсы основополагаются на основных принципах:

 - интерактивность;

 - полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективный компенсаторных механизмов;

 - дифференцированный подход к обучению - содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;

 - объективность – позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции. Ее состояние в процессе работы и конечные данные.

Реализуя ИКТ в ходе коррекционно – развивающего процесса, решаются следующие задачи:

 1. Повысить качество коррекционно - развивающей работы с детьми ОВЗ;

 2. Компенсация  первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений;

 3.Формировать мотивацию и поддерживать интерес во время логопедического занятия.

 4. Овладевать практическими навыками  работы с компьютером.

Современные информационные технологии являются перспективным средством  коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».

Отмечаются преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:

 1. ИКТ даёт возможность расширить использование электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

 2. Движения, звук, анимация привлекает внимание детей и способствует повышению интереса к изучаемому материалу, его эффективному усвоению, развитию познавательных способностей детей.

 3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая особенности мышления детей с ОВЗ. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

 4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения.

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни.

 6. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

         В ходе коррекционная работы со сложными системными речевыми нарушениями наблюдается длительная динамика. Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.

Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с СНР предотвращает утомление, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом, позволяет улучшить процесс обучения грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

 Эффективность компьютеризации обучения в образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в коррекционном процессе.

В своей работе на логопункте я активно применяю ИКТ для:

  • диагностической работы;
  • оформления документации;

ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ:

  • развитие речевого дыхания (логопедический тренажёр«Игры для Тигры»);
  • автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи (логотренажёры, презентации по автоматизации звуков, артикуляционные упражнения);
  • развития фонематического восприятия;
  • усвоения лексико – грамматического строя речи (имеются красочные, содержательные презентации  по каждой лексической теме для детей старшего дошкольного возраста);
  • развитие  связной речи и познавательных способностей и т. д.

         С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки и зрительная гимнастика.

При использовании ИКТ на занятиях необходимо соблюдать следующие рекомендации, согласно САНПиН:

 - непрерывная работа за компьютером не более 20 мин. в день;

 - работа с компьютером не более 2х раз в неделю;

 - обязательное проведение зрительной гимнастики.

         Благодаря использованию информационных технологий коррекционно – образовательный процесс удается сделать более эффективным, делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность обучающегося к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.

позволяет открыть новые возможности не только для ребёнка, но и для самого педагога.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Список литературы:

1.  Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. — № 1.с.47-5  

2. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. — № 5.

3. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.

5. Новикова О.В. Использование ИКТ на логопедических занятиях для развития      операциональных и потребностно-мотивационных компонентов интеллекта учащихся.

Консультация для родителей учителя-логопеда «Использование информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) в работе с дошкольниками»

В условиях современного развитии сложно представить мир без информационных ресурсов. Мир, в котором развивается современный ребенок, в корне отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предьявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее успешно реализовать развитие способностей ребенка. Средства ИКТ помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютерные технологии обладают рядом ПРЕИМУЩЕСТВ:

- информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- мультипликация, движение  и звук привлекают внимание ребенка;

- возможность моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (неожиданные и необычные эффекты).

Использование компьютера позволяет увеличить обьем предлагаемого материала, предлагает многообразие форм подачи. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по настоящему современным, решать познавательные задачи с опорой на наглядность.

В дошкольном учреждении ИКТ используются следующим образом:

  • Использование персональных компьютеров (не более 10 минут непрерывной работы 2 раза в неделю);
  • Использование мультимедийного проектора и проекционного экрана (предполагает групповую форму работы);
  • Интернет – ресурсы для работников ДОУ;
  • Использование прикладных программных средств (развивающие игры, обучающие программы).

Применение специализированных компьютерных технологий в коррекционно - образовательном работе с детьми с нарушениями речи позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Чрезмерное увлечение компьютером может привести не только к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Поэтому необходимо соблюдать следующие ТРЕБОВАНИЯ:

  1. Правильный подбор содержания обучающих и игровых программ, грамотное сопровождение;
  2. Ограничения по времени (для детей 3- 4 лет не более 20 минут в день, детям 6 – 7 лет не больше получаса).

Практика «Использование ИКТ как средства мотивации и повышения качества коррекционно – образовательного процесса на логопедических занятиях

Дошкольный возраст - это период активного усвоения, становления и развития у ребенка всех сторон речевой деятельности. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного полноценного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, ведь письменная речь формируется на основе устной.

В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной логопедической работы. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, соответственно, требуется своевременная организация коррекционной помощи.

В результате логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста на логопункте было выявлено 30 детей нуждающихся в логопедической помощи. Из них 20 детей с легкими речевыми нарушениями, остальные дети имеют сложную структуру речевого дефекта. В связи с тем, что на логопункте не предусмотрена работа с детьми, имеющими сложные речевые, необходимо для успешной коррекционной работы подобрать такие формы работы, которые организовать деятельность с большим охватом детей. С учетом того, что у детей со сложными речевыми дефектами в большинстве случаев нарушены все стороны речевой деятельности.

Современное общество ставит перед образовательной деятельностью задачи поиска оптимальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, куда относятся и дети с тяжелыми нарушениями речи. В условиях ФГОС приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и компьютерные.

Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий в организации образовательного процесса.Применение в работе компьютерной техники оптимизирует педагогический процесс, индивидуализирует обучение детей с нарушениями развития и значительно повышает эффективность любой деятельности. Современные технические устройства активизируют и позволяют эффективно функционировать компенсаторным механизмам коррекции различных нарушений речи, формировать и развивать языковые и речевые средства, а также способствуют общему развитию детей.

Проблема: Отсутствие эффективных форм работы с детьми с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного учреждения, не имеющего в своей структуре специализированных групп.

Цель:организация эффективной системы логопедической работы с использованием ИКТв работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в условиях логопункта.

Задачи:

  1. Повысить интерес и мотивацию у детей ОВЗ к содержанию логопедических занятий;
  2. Развивать все стороны речевой деятельности у дошкольников с ОВЗ посредством использования ИКТ;
  3. Улучшить качественно продуктивность логопедической работы с детьми с ОВЗ;
  4. Направить родителей на грамотное использование конкретных компьютерных развивающих программ на определенных сайтах.

Для реализации поставленной цели определила для себя  основные направления деятельности, через которые я могу использовать информационно-коммуникационные технологии:

- использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя-логопеда;

- использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми;

- использование ИКТ во взаимодействии с педагогами;

- использование ИКТ во взаимодействии с родителями.

В связи с тем, что в районе отсутствуют специализированные группы для детей с нарушениями речи, они находятся в общеобразовательных садах. Коррекционную работу с детьми со сложными речевыми нарушениями (дети с ОВЗ) приходится проводит в условиях логопедического пункта. Для эффективной работы в данном направлении, мною был разработан проект «Учимся говорить правильно», участниками которого являлись: дети, воспитатели и родители. В рамках реализации проекта 2 раза в неделю проводились групповые мероприятия в старшей и подготовительной группе согласно составленному плану.

Благодаря собственным усилиям и опыту коллег подготовила мультимедийные презентации для работы по коррекции произношения, наиболее часто нарушенных звуков, а также на каждую лексическую тему. Содержание презентаций построено с учетом последовательности этапов работы на занятии, также направлено на развитие и совершенствование  всех сторон речевой деятельности. Особое внимание уделено развитию связной речи, потому как у многих детей несмотря на отсутствие фонетико – фонематических нарушений, наблюдается низкий уровень связного речевого высказывания. Одной из причин является недостаточный уровень грамотности и культуры общения родителей.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях использую компьютерные программы как часть занятия.

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Применение программы «Игры для Тигры» способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук.

Компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

Программа содержит четыре раздела:

•        Неречевые звуки;

•        Звукоподражание;

•        Речевые звуки;

•        Развитие связной речи.

Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

•        Развития фонематического слуха,

•        Постановки звуков,

•        Развития связной речи,

•        Общей дошкольной подготовки,

•        Развития грамотности.

По результатам промежуточного мониторинга были обнаружены положительные результаты в развитии ЛГСР: активизировался словарный запас, совершенствовался уровень словообразования и словоизменения, дети с большим желанием стали высказывать свои мысли, связные высказывания стали более точными. В ходе наблюдений у детей повысился интерес к логопедическим занятиям. Им очень интересна сюжетная линия, на основе которой строятся занятия. Ребята  мотивированы тем, как поскорее выполнить задание и получить удовлетворительный результат. У детей, не имеющих дома компьютеров, повысилась грамотность в работе с ним.

При взаимодействии с воспитателями использую следующие формы работы:

- консультации с использование мультимедиа презентаций, видеороликов на интерактивном оборудовании;

- презентация опыта работы с на различных мероприятиях;

- распечатка памяток, рекомендаций для закрепления материала.

В формировании ИКТ-грамотности должны быть задействованы все участники образовательного процесса, в том числе и родители. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия системы образования с семьей.

Опыт работы позволил мне определить разнообразные формы работы логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков (с использованием ИКТ).

  1. Оформление анкет  (сбор анамнеза);
  2. Использование мультимедийных презентаций при проведении родительских собраний и групповых мероприятий;
  3. Оформление «родительских уголков» и информационных стендов;
  4. Использование рабочих тетрадей в электронном варианте, отправление ссылок на определенные сайты;
  5. Взаимодействие с родителями по сотовой связи, электронной почте. У каждого родителя есть номер сотового телефона учителя – логопеда. Родители  могут позвонить, задав волнующий их вопрос или сообщить о возникших трудностях при выполнении домашнего задания. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации. Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.

Практика «Час игры» как условие социализации детей с ОВЗ»

Ключевые слова: дети с ОВЗ, социализация, взаимодействие, самостоятельность, выбор деятельности, коммуникация, игровая деятельность, инклюзия.

Практика реализуется в дошкольном образовании.

Участники практики:

- воспитанники;

- родители;

- воспитатели;

- методисты.

Актуальность

Право на качественное образование – одно из самых значимых, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих способностей. В связи с этим становится актуальным необходимость обеспечения доступности образования и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе детей с ОВЗ.

В соответствии с федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Правильно организованная инклюзия создает необходимые предпосылки для успешности всех без исключения детей, а также способствует удовлетворению особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

С появлением в детском саду детей с ОВЗ, детей – инвалидов стало проблемой социализация таких детей в среде воспитанников.

Мы в нашем детском саду для себя поставили цель: определение оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в ДОУ.

Суть социализации детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество.

Социализация нужна для того, чтобы дети могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Задачи ДОУ и семьи для успешной социализации:

- создать адекватные условия для развития игровой деятельности;

- создать условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством игровой деятельности;

- приобщить детей с ОВЗ к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми посредством игровой деятельности.

Суть практики:

Ученые Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко отмечали особую значимость игровой деятельности в социализации детей дошкольного возраста. Именно в игре осуществляется процесс становления личности маленького человека, усвоения им социально - культурного опыта, проявляются особенности мышления и воображения ребенка, эмоциональность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность.

Игра служит средством развития и самореализации детей с ОВЗ, через игру они усваивают социальные нормы и культурные ценности, образцы поведения, установки, поведения в быту, в игре проявляется их способность к творчеству, поэтому мы считаем, что технология «Час игры» наилучшим образом способствует социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Идея практики:

Процесс социализации детей с ОВЗ будет более эффективным, если регулярно включать таких детей в работу по практике «Час игры».

То- есть, ребенок с ОВЗ, играя, включается в процесс социализации.

Для организации игровой деятельности необходимо придерживаться определенных принципов:

- стимуляция и поддержка игровой деятельности;

- недирективность в игровом взаимодействии с ребенком;

- уважительное отношение к игре ребенка и самому ребенку;

- адекватность игр и игрушек уровню и особенностям развития ребенка;

- доступная организация игровой среды.

Реализация практики

Реализация практики «Час игры» осуществляется в группах комбинированной направленности уже второй год, которые посещают дети с ОВЗ, дети – инвалиды. В этом учебном году в реализацию данной практики была включена группа общеразвивающей направленности.

Практика «Час игры» или ее еще называют «Час свободной игры» реализуется в группах 2-3 раза в неделю. Начало это групповой сбор, во время которого дети выбирают направление своей деятельности, напарника для совместной игры. Длительность – 35-60 минут. Заканчивается рефлексивным кругом, во время которого дети анализируют свою игру (что получилось, что было интересным, если игра не получилось, почему?).

«Час игры» - это время для возникновения и развития разных видов игр: игры с правилами, дидактические игры, кукольный театр, подвижные игры и другие.

Цель  - создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в различных областях деятельности и обеспечение их эмоционального благополучия.

Для эффективной работы по реализации данной практики необходимо уделять большое внимание предметно – пространственной, развивающей среде в группах.

Мы используем в оформлении среды:

- многофункциональные центры;

- контейнеры с водой, песком и крупой;

- макеты в контейнере;

- игровые ширмы;

- сюжетно-ролевые игры в контейнере.

В группах обязательно оформлены центры художественного- творчества, конструирования, дидактических игр, разнообразные центры уединения. Материал в центрах периодически сменяется, дополняется.

Работа по данной практике способствует:

Развитию языковых умений, кинетических, кинестетических, визуально-пространственных навыков, навыков межличностного общения детей с ОВЗ, детей – инвалидов и нормативно развивающихся детей.

Развитию самостоятельной инициативной деятельности детей с ОВЗ, детей - инвалидов.

Результаты:

В процессе игры происходит смена видов деятельности, что позволяет исключить всякого рода перегрузки, утомляемость детей с ОВЗ, детей - инвалидов.

Игра в этом случае выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей.

Игра способствует коррекции эмоциональной сферы. У ребёнка появляется возможность выплеснуть свои эмоции, беспокойство, раздражение, обиду, просто плохое настроение, чтобы они не тяготили, не отвлекали детей от организованной деятельности в течение дня.

Игра способствует коррекции социальных отношений. В условиях игровой деятельности ребёнок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения.

Игра способствует развитию коммуникативной сферы. У ребёнка появляется возможность насытиться общением со сверстниками, с взрослыми, почувствовать себя равноправным партнёром и другом.

В игре дети ОВЗ, дети – инвалиды обучаются конкретным игровым навыкам. Дети свободны в выборе места для игры, сюжета, атрибутов.

Среда в группах соответствует требованиям к РППС в соответствии с ФГОС.

Опыт работы по оформлению среды представлен коллегам ДОУ – победители конкурса ОУ «Лучший макет по познавательному направлению»; востребован участниками РМО района; являемся победителями межмуниципальной педагогической конференции работников образовательных организаций «Качественное образование через эффективные управленческие и педагогические практики» п. Абан 6.12.2019 год. По итогам конференции материал опубликован в электронном методическом сборнике.

Проблемы реализации:

- психологическая неготовность педагогов, воспитанников ДОУ к принятию особых детей;

- выделение времени в режиме дня для реализации технологии;

- построение предметно-развивающей пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Рекомендации:

Перед реализацией практики необходимо:

- подготовить педагогов, родителей и детей к приходу особых детей в группу;

- познакомить педагогов со способами взаимодействия с детьми с ОВЗ, с их особенностями, трудностями;

- познакомить педагогов с этапами организации «Час игры»;

- сделать анализ РППС групп ОУ.

Практика «Игровой стретчинг в детском саду»

Ключевые слова: гибкость, растяжка, игра, сказка, здоровье, воображение.

Что такое стретчинг

Сретчинг возник в 50-е. годы в Швеции, но только спустя 20-ть лет стал активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии.

Стретчинг в переводе с английского растяжка, стретчинг (гимнастика поз).

Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Игровой характер упражнений позволяет детям во время занятия путешествовать и перевоплощаться в разных персонажей. Упражнения, охватывающие все группы мышц носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному сюжету. Детям предлагается сказка – игра, в которой они превращаются в различных животных, насекомых и т. п., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения. А статичные растяжки мышц тела укрепляют позвоночник, мышцы выравнивают осанку, снимают скованность.

Описание

Данная практика реализуется в нашем саду с детьми с 2018 года через реализацию проекта «Гибкие сказки» 2 раза в неделю. Во время реализации практики используется музыкальное сопровождение (музыка для релаксации, классическая музыка, современная музыка) а так же художественное слово (сказки, стихи, рассказы…)

Существуют основные правила стретчинга:

Разогрев перед упражнениями.

Занятия по игровому стретчингу проводятся через 30 минут после приема пищи.

Все упражнения проводятся в состоянии расслабленности мышц.

Упражнения требуют концентрации внимания на той части тела, которая в данный момент растягивается.

Дыхание должно быть ровным, задерживать дыхание нельзя.

Занятия по игровому стретчингу должны быть регулярными.

«Правило ровной спины» (осанка)

Растяжка должна выполняться симметрично для обеих сторон тела.

Занятие по игровому стретчингу делиться на этапы:

Вводный этап: Выполняется музыкальная разминка, задача которой подготовить детский организм к дальнейшим нагрузкам: к более сложным и интенсивным упражнения игрового стретчинга.

Основной этап: Дети знакомятся с новыми движениями, учатся их выполнять, а также закрепляют ранее изученные. Именно на этом этапе идет включение упражнений стретчинга, направленных на развитие и укрепление физических данных детей. Все движения должны быть переплетены с сюжетом сказки, которая специально подбирается под тему занятия и постепенно рассказывается в его процессе. В конце этапа дети играют в подвижную игру, цель которой – развитие двигательной активности и коммуникативных качеств.

Завершающий этап: Проводится специальная игра для восстановления дыхания, например, пальчиковая гимнастика или игра на внимание. (Здесь важно привести организм детей в спокойное состояние)

Проблема: по результатам мониторинга был выявлен низкий уровень гибкости, координации у детей.

Цель: развитие гибкости, координации у детей, через технологию игровой стретчинг.

Задачи:

Развивать гибкость, координацию у детей.

Формировать правильную осанку, профилактика плоскостопия.

Совершенствовать физические способности: развивать мышечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость, выносливость, скоростные, силовые и координационные способности).

Развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.

Развивать и совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистую и нервную системы организма.

Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.

Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движений.

Идея: В нашем детском саду мы решили использовать игровой стретчинг для развития гибкости, координации. С помощью данной практики у детей будут эффективно развиваться физические качества. Будут формироваться представления о средствах выразительности. Реализация практики будет благотворно влиять на вестибулярный аппарат, кровообращение, укрепляя сердечно - сосудистую систему, накапливаться опыт двигательной деятельности и творческого самовыражения, сохранится и укрепится здоровье. Практика будет способствовать формированию правильной осанки, пропаганде здорового образа жизни по средствам организации активного досуга с применением художественного слова.

Средства реализации практики:

художественное слово (сказки, стихи, рассказы…)

музыкальное сопровождение (музыка для релаксации, классическая музыка, современная музыка)

ИКТ технологии

элементы лечебной физкультуры

упражнения корректирующей гимнастики

релаксация.

Результаты:

В ходе работы над практикой «Игровой стретчинг в детском саду» по результатам диагностики дети стали более подвижные и гибкие , улучшилась координация движений. А так же укрепились психические и физические данные: хорошая осанка, эластичность мышц, бодрый дух, отличное настроение, выносливость и старательность; развились образно- подражательные движения, творческая, двигательная деятельность, творческое мышление, двигательная память, внимание; исчезли комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять.

Способы, средства, инструменты измерения результатов образовательной практики:

мониторинг двигательных умений и навыков (техника движений) детей

диагностика гибкости

наблюдения за выполнением и желанием выполнять упражнения.

Проблемы, трудности в реализации практики: нечастое посещение детского сада детьми по каким-либо причинам.

Рекомендации

Реализацию практики следует начинать с:

мониторинга среди детей и выявления проблем

составления плана работы по практике

разработки содержания практики

подбора и изучения литературы по теме

подбора музыкального сопровождения

наблюдения за правильностью, нагрузкой и техникой выполнения упражнений

соблюдения техники безопасности

Сопровождение:

- консультационное, информационные материалы, методические материалы

Практика сотрудничества с семьей обучающегося дошкольника с ОВЗ «Страна добрых отношений»

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации предусматривает тесное взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ с семьями детей с ОВЗ, поскольку именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии.

В соответствии с ФГОС ДО основная задача в работе с родителями - «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Концепция семейного воспитания ребёнка с отклонениями в развитии выделяет основную идею работы с семьёй – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребёнком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребёнка и каждого члена семьи и успешной их интеграции в общество. Поэтому родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая, по преодолению их отчуждённости в обществе и развитию взаимопомощи среди них.

Результаты работы с детьми ОВЗ в детском саду во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

В нашем детском саду мы для себя выделили проблему.

Проблема: отсутствие эффективной системы взаимодействия и сотрудничества с родителями  детей с ОВЗ для реализации Программы ДОУ. Выбор наиболее эффективных форм работы с родителями детей с ОВЗ.

Цель: обеспечение единства деятельности ДОУ и семьи в ходе решения задач реализации Программы ДОУ, развитие активной позиции родителей как участников коррекционно-педагогического процесса.

Задачи:

1. Повышение родительского статуса, преодоление у родителей психологического стресса, связанного с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2. Повышение педагогической и психологической компетентности и культуры родителей. Формирование у родителей представлений о содержании работы по социальному развитию и воспитанию детей.

3. Профилактика возможных психологических затруднений у родителей. Коррекция системы семейных взаимоотношений.

4. Вовлечение семей в процесс социализации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Важную роль в процессе становления открытости играют родители. Взаимодействие педагогов с ними невозможно без учета интересов и запросов семьи. Важно привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. В основу совместной деятельности заложены принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

  • открытость дошкольного учреждения;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  •  уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равная ответственность родителей и педагогов;
  • взаимопомощь;
  •  доверительное отношение;
  •  систематичность.

Направления деятельности по реализации практики:

I Организационно-управленческое

1. Разработка и создание пакета нормативно-правового обеспечения психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ДОУ сформирован пакет документов в области обеспечения прав детей-инвалидов на доступное дошкольное образование и меры социальной поддержки. Разработаны и утверждены приказом заведующего Положения о моделях инклюзивного образования, Положение о ПМПк ДОУ. Изданы приказы об определении педагогов на осуществление образования детей с ОВЗ.

2. Ведение банка данных о семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ежегодно по договору с поликлиникой проводится выявление детей с ОВЗ, ведётся банк данных, который позволяет начать взаимодействие с этими семьями.

3. Мониторинг потребностей родителей в дошкольных образовательных услугах.

По итогам мониторинга родителям, воспитывающих ребёнка с ОВЗ, предлагается анкетирование с целью выявления их запросов на образовательные услуги.

4. Исследование семей детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Социальным паспортом семьи (анкетирование).

Взаимодействие с семьёй начинается с изучения семьи ребенка с целью определения уровня педагогической культуры и потенциальных возможностей родителей по выявлению следующих показателей:

1) общие сведения о семье,

2) психолого-педагогические сведения о семье,

3) воспитательные возможности семьи,

4) уровень педагогической культуры родителей,

5) социально-психологический климат в семье,

6) типы семейного воспитания,

7) запросы родителей в области психолого-педагогического просвещения.

Комплексное обследование семьи каждого ребенка осуществляется разными методами: собеседование с родителями, воспитателем и ребенком; собственные наблюдения за произвольными и непроизвольными реакциями поведения родителей и детей, использование диагностических методик и др.

Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с ней, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношение ребенка с родителями.

5. Посещение семей на дому для выявления необходимых условий развития детей.

Детей – инвалидов, обучающихся на дому, посещают воспитатели, логопед, педагог-психолог. С родителями согласуется режим коррекционной работы. Семья непосредственно принимает участие в коррекционной работе. Педагоги постоянно информируют родителей по интересующим их вопросам.

6.Индивидуальные беседы с родителями для выявления их проблем в обучении и воспитании и определения модели инклюзивного образования. Заключение договоров.

В ходе индивидуальных бесед важно определить готовность родителей сотрудничать с ДОУ. В ходе бесед подчеркивается важность инклюзивного образования, активного участия родителя и ребенка в интеграционных процессах.

II Медико-психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.Диагностическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Диагностика уровня развития детей проводится воспитателем, логопедом, педагогом – психологом, инструктором, музыкальным руководителем.

- Результаты диагностики оформляются.

- На ПМПК определяются направления взаимодействия и сопровождения семьи и ребенка.

- Информирование родителей о результатах мониторинга. Планируются реабилитационные мероприятия.

- Консультирование родителей по их запросам.

2. Методическое и педагогическое сопровождение семей и педагогов

Просвещение с целью повышения компетентности всех участников образовательного процесса. Используются разнообразные формы работы:

- Консультации: Индивидуальное консультирование по запросу родителей, «ЗОЖ в работе с дошкольниками», «Утренняя зарядка – залог здоровья детей», «7 полезных привычек для правильной осанки», «Захватив с собою мяч», «Значение режима дня для здоровья», «Двигательное творчество детей на музыкальных занятиях», «Оснащение музыкального уголка», «Музыкально – дидактические игры своими руками», «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками», «Советы логопеда родителям не говорящих детей с ОВЗ», «Роль книги в речевом развитии детей», «Здоровье в ладошках», «Советы психолога для родителей детей с ОВЗ», «АРТ терапия в работе с детьми ОВЗ», «Правила воспитания детей с ОВЗ», «Психотехнические приемы саморегуляции», «Тревожные дети», «Рекомендации по работе с детьми ОВЗ для педагогов», «Чтот такое синдром Дауна», «Адаптация детей к ДОУ», «Детские страхи», «Роль родителей в детской игре», «Права ребенка в семье», «Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида» и др.

Консультации могут оформляться в виде наглядной информации, памяток.

- Семинар – практикум: «Использование предметов в игровых музыкальных играх», «Психологическое здоровье дошкольника», «Дети особой заботы», «Профилактика профессионального выгорания родителей, воспитывающих детей с ОВЗ», «Профилактика плоскостопия»  и др.

- Родительские собрания, где раскрываются интересующие родителей вопросы, раскрываются особенности развития детей, происходит знакомство с планом работы, с предстоящими мероприятиями.

- Участие родителей в педагогической деятельности в ДОУ. Родители присутствуют в качестве тьютора во время работы с детьми – инвалидами на занятиях в группах, на занятиях педагога-психолога, логопеда, музыкальных занятиях, занятиях физической культурой.

Организуются совместные мероприятия с детьми и родителями специалистами, воспитателями «Дружная семья» - совместное мероприятие с детьми, родителями, инструктором, логопедом, педагогом - психологом, воспитателем; «Весеннее путешествие» - логопедическое мероприятие с детьми и родителями.

Ежегодно организуется «День дублера» - такая форма работы позволяет родителям погрузиться в воспитательно – образовательную среду, с иной позиции посмотреть на деятельность педагогов и всего персонала ДОУ. Попробовать проявить себя в роли педагогов – это формирует уважение и понимание сложности работы сотрудников ДОУ. Такая форма работы способствует партнерскому взаимоотношению с семьями воспитанников.

Праздники «Осенний балл», «День матери», «Новогодний утренник», спортивные мероприятия «Осенний кросс», «Открытие Новогодней елки».

Ежегодно организуются выставки «Осенняя мастерская», «Новый год у ворот», «Моя мама кулинар», «Символ года» и др. Творческие мастерские «Украшение приемных по сезону», «Конструируем с ТИКО», «Нетрадиционное рисование с дошкольниками». Конкурсы «Символ года», «Папа может», «Я и мамочка моЯ», «Искорка» - детский творческий конкурс.

Реализации проектов: «Мир творчества», «Конструируем с ТИКО», «Гибкие сказки», «Наш помощник – язычок», «Театр рядом с нами», «Капитошки учатся играть», «Разноцветный мир», «Учимся играя», «Мы живем в прекрасном крае!» с непосредственным привлечением родителей в реализацию проектов.

Игровая деятельность: «Час игры», дидактические игры, пальчиковые игры, игры с песком, крупой и водой, подвижные игры – родители принимают участие в игровой деятельности со своим ребенком, учатся взаимодействовать с другими детьми.

Данные мероприятия способствуют вовлечению родителей в образовательный процесс, родители имеют возможность на примере увидеть и попробовать формы, методы, средства, приемы организации занятий и мероприятий с детьми, познакомиться с организацией предметно-пространственной развивающей средой. Педагоги обучают родителей приемам коррекционного взаимодействия с ребенком. Родители получают навыки практического формирования умений и навыков в образовании детей. Родители получают возможность общения с педагогами и другими детьми.

- Курсовая подготовка педагогов, работающих с детьми ОВЗ. Участие педагогов в методических днях, днях открытых дверей по данному направлению. Просмотр обучающих вебинаров.

3. Психологическое и социальное сопровождение семей

Обязательное информирование семей о развитии ребенка. Знакомство с результатами диагностики. Консультирование родителей.

Информирование родителей о результатах адаптации и интеграции ребенка в социальную среду. В целях предотвращения неприятия детей с ОВЗ со стороны нормально развивающихся  детей  и  их  родителей  разрабатывается  система воспитательной  работы  по  развитию  толерантности,  сочувствия  к  особым детям.

Мероприятия: участие в акции три ППП «Пижамная вечеринка» - социализация ребенка с ОВЗ в среду воспитанников.

Ежегодно планируются мероприятия ко дню толерантности – беседы, выставки, праздники, мероприятия с детьми и родителями.

Просмотр презентаций, мультфильмов по данному направлению.

Результаты практики

В результате работы с родителями детей дошкольного возраста с ОВЗ по данной практике мы получили следующие результаты:

  • По результатам диагностики (сравнивать этап прихода в ДОУ и после двух лет работы) родители меньше испытывают психологиское напряжение при воспитании ребенка с ОВЗ. Сравнивают достижения ребенка не с другими детьми, а его собственными. Более уверенно чувствуют себя на мероприятиях с участием других родителей и детей.
  • В результате выстроенной работы родители понимают значимость и важность организуемых мероприятий и коррекционной работы, принимают непосредственное участие в разработке мероприятий и их реализации. Родители могут видеть достижения своего ребенка, его возможности и трудности. Родители получают возможность непосредственно участвовать в организуемых мероприятиях, получать ответы на интересующие их вопросы. Что говорит о повышении педагогической и психологической компетентности и культуре родителей. Формированию у родителей представлений о содержании коррекционной  работы.
  • Педагоги больше узнают о детях и их семьях, могут оценить достижения каждого ребенка на определенном этапе развития. Используют разнообразные формы организации коррекционной работы.
  • Семьи вовлечены в процесс социализации и интеграции ребенка с ОВЗ.

Инструменты измерения результатов практики:

- В своей работе мы используем пособие В.В. Ткачевой «Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (диагностика и консультирование).

(Приложение)

Основные методы изучения:

- наблюдение;

- беседы;

- изучение документации;

- анализ продуктов их деятельности;

Проблемы, трудности в реализации практики:

- на первом этапе реализации практики включенность родителей менее 50%;

- родителям на первом этапе реализации практики трудно определиться с направлениями работы, они очень сильно опекают ребенка, выполняют работу не с ним, а за него. Боятся, что ребенка обидят, не отходят от него.

Практические советы:

- знакомить родителей со спецификой работы детского сада;

- объяснять и доказывать важность и значимость участия родителей в жизни группы, ДОУ;

- вовлекать родителей на разнообразные мероприятия, они должны видеть деятельность детей, видеть результаты, успехи своего ребенка.

«Практика по взаимодействию и сотрудничеству с родителями»

В настоящее время основными задачами при организации сотрудничества с семьей  в следующем:  установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника-  объединение усилий для развития и воспитания детей. С целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей родителей вначале каждого учебного года проводится  анкетирование.  Анализируем и составляем план работы, на учебный год, включая предложения родителей.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ(в группе).

Проект газеты группы «Радуга», целью которого является - создание единого информационного пространства ДОУ (группы), построение конструктивного сотрудничества между участниками образовательного процесса (семья и ДОУ). Авторами материалов выступают родители, педагоги, специалисты. Материалы включают фотографии, педагогические примеры и ситуации, советы и рекомендации, детские рассуждения и высказывания, объявления, итоги конкурсов, благодарности и поздравления. Каждый выпуск газеты (периодичностью 1 раз в 3 месяца) посвящается актуальной теме или событию. Для газеты были выбраны следующие рубрики:  

Рубрика «Педагогическая страница» включает вопросы теории и практики, отражающие разные стороны воспитания и развития детей, обмен опытом семейного воспитания;

Страничка «Калейдоскоп событий» освещает интересные события в жизни нашего учреждения, группы: праздники, проекты, конкурсы и др.;

 «А вы знаете, что…» Эта рубрика посвящена интересным фактам, касающимся воспитания и образования детей в нашей стране и за рубежом;

В рубрике «Говорят дети» публикуются интересные изречения или интересные случаи из  жизни детей в семье и в группе;

В каждом номере газеты публикуются рубрика «Большое спасибо — благодарности родителям, педагогам.

В результате совместной реализации проекта газеты родители не только знакомят с жизнью детей в ДОУ, но и становятся активными участниками в едином образовательном пространстве.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать дружеские и партнерские отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Организация выставок совместного творчества родителей и детей является эффективной  формой  взаимодействия с родителями. Происходит не только  вовлечение родителей в совместную деятельность  с ребенком, но и  дает возможность  продемонстрировать свои творческие возможности. Это такие выставки: «Выпал беленький снежок», «Весеннее настроение», «Мое любимое домашнее животное», «Любимые потешки», «Встречаем масленицу». В реализации  регионального компонента ООП  активно применяется форма работы - организация  фотовыставок:«Моя мама», «Мой папа защитник», «Мой дом», «Я люблю тебя мое Тасеево», «Моя семья», «Мои добрые дела». Организация совместных праздников и совместной образовательной деятельности является эффективной формой  взаимодействия с семьями.  Цель,  которой  заключается в  приобщение родителей к совместным формам организации проведения досуга через  раскрытие творческого потенциала родителей  и поддержки их инициативы. Такие вечера организуются совместно с родителями: они исполняют разнообразные роли, проводят игры и участвуют в разных видах  деятельности вместе со своими  детьми. Совместная образовательная деятельность: «Надувайся, пузырь», «Путешествие в лес»; «Играем вместе». Праздники: «Новоселье в группе «Радуга», «Путешествие с колобком», «Дед Мороз в гостях у малышей»,«До свидания, ясли»

С целью вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс  группы ввели  инновационную форму взаимодействия – проведения дня дублера. Родители самостоятельно, по инициативе участвовали в воспитательно- образовательном  процессе с детьми в роли педагога в группе в течение дня. Участие родителей в данном мероприятии повышает их педагогическую культуру, расширяет представления о профессиональной деятельности педагогов группы, укрепляет партнерские отношения семьи и педагогов. Такие мероприятия и режимные моменты: «Зарядка для малышей», «Водичка, водичка, умой мое личико»(умывание), «В гостях у ежика»(ОД); «Веселая прогулка».

Конкурсы, организованные ДОУ также позволяют  активизировать творческий потенциал родителей, повысить их педагогическую компетентность: «Все краски осени», «Символ года-2018», «Конкурс-лучший макет познавательному развитию, «Лучший развивающей центр». «Искорка-2019», « А ну-ка мамы». А «Дневник успешности семьи»- данные  о «включенности» родителей в образовательный процесс,  отражает количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: участие в выставках, выпуск газет, помощь родителей в пополнении предметно-пространственной среды, а также качественные показатели: инициативность, ответственность родителей.   Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты: большинство родителей активно участвуют во всех мероприятиях детского сада и группы, становясь  полноправными участниками образовательного процесса.

Практика: «Взаимодействие и сотрудничество с родителями по региональному компоненту на младшем возрасте»

Ключевые слова: региональный компонент, проект, родители, предметно-развивающая среда, дидактические пособия, макет, центр…

Описание практики:

В.А Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия, через красоту родного края.

В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. В связи с этим в содержании образования отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине.

Учитывая особенности условий проживания людей в России, на первый план выдвигается вопрос о регионально-ориентированном образовании. Целью внедрения в образовательный процесс дошкольного учреждения национально–регионального компонента является ознакомление дошкольников с родным краем, его природными, культурными, социальными и экономическими особенностями. 

Актуальность работы по региональному компоненту заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Важно у подрастающего поколения заложить базовые знания природного, исторического, духовного и культурного наследия народов, населяющих край. А самое главное воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, великой Родине – России.

Проблема:

Проведя мониторинг, мы пришли к выводу, что у детей младшего возраста нет достаточных знаний о своей малой Родине, о ее природе, о обитателях. У родителей нет заинтересованности в результатах развития детей.

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, чувства любви к Родине, родному краю.

Приобщение родителей к сотрудничеству.

Для эффективной работы в данном направлении, нами был разработан проект «Мы живем в прекрасном крае», участниками которого являлись: дети, воспитатели и родители.

Работа по проекту строилась по направлениям:

- «Моя семья»

- «Родное село»

- «Моя страна»

- «Животный мир красноярского края»

- «Жители нашего края»

- «Природа нашего края»

На первом этапе работы (младший возраст), было организовано родительское собрание, где родителям был предложен план работы по проекту. Родители обсудили и пришли к решению, что работать в этом направлении важно. Совместно с родителями был составлен план работы.

Сентябрь: Родительское собрание (обсуждение цели, задач проекта)

Создание альбома «Моя семья»

Сотворчество (родители + дети) «Папа, мама, я – дружная семья!»

Октябрь: Выставка макетов: «Мой дом».

Создание альбома «Вот моя улица, вот мой дом!»

Ноябрь: Создание макета «На бабушкином дворе»

Создание альбома «Загадки о животных»

Декабрь: Создание макета «Животные на дальнем севере»

Сотворчество «Северное сияние»

Январь: Выставка «Звери в лесу» (макет)

Изготовление кормушек «Птичья столовая»

Изготовление пособия «Птицы нашей местности»

Оформление альбома «Загадки о диких животных»

Февраль: Выставка детских творческих работ совместно с родителями «Край любимый и родной – нет тебя красивей»

Март: Конкурс «Лучшее дидактическое пособие по региональному компоненту»

Праздник «Весна – красна»,

Совместное посещение народного праздника «Масленица»

Апрель: Сотворчество «Мое любимое животное»

Изготовление скворечника

Создание альбома: «Кто кем работает»

Май: Совместное посещение Парада Победы.

Родительское собрание

Цель: Подведение итогов проекта, отчет о проделанной работе

Конкурс «Лучший центр нравственно – патриотического воспитания»

Результатом нашей работы стало:

  • Обогащение предметно-развивающей среды группы дидактическими пособиями, играми, альбомами, макетами, выставками рисунков (сотворчество родителей и детей) и т.д,
  • Участие в обще садовском конкурсе «Лучшее дидактическое пособие по региональному компоненту», где заняли первое место.
  • Участвуя в конкурсе ДОУ «Лучший центр нравственно – патриотического воспитания» весь наработанный материал за год, мы разместили в данном центре и заняли первое место.
  • Опытом работы, на младшем возрасте, в данном направлении мы поделились с коллегами ДОУ на педагогическом совете, а также на муниципальном уровне в рамках методического дня.

Сопровождение:

Реализуя формируемую часть ООП ДО в направлении регионального компонента, мы выстроили систему работы с родителями по этой теме с учетом разного возраста детей. Если вдруг, кого-нибудь заинтересовала наша практика мы готовы консультировать в данном направлении.

Практика: «Театр рядом с нами»

Ключевые слова: театр, театрализованная деятельность, творчество, развитие речи, раскрепощенность, развитие, индивидуальность, виды театров, игра.

Описание практики:

Актуальность работы заключается в том, что в ДОО театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи - умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, что и способствует развитию речи ребёнка.

Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми.
 

Проблема:

Проведя мониторинг, мы пришли к выводу, что дети застенчивы, плохо знают виды театров, не проявляют инициативу и самостоятельность. У них недостаточный словарный запас и плохо развита связанная речь. Дети не умеют передавать эмоциональный характер героев.

Цель:

Развитие инициативы, самостоятельности, связной речи, воображения и фантазии у детей, через ознакомление с различными видами театра, театрализации.

Задачи:

1. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи, высоту и тембр голоса.

2. Пополнять словарный запас, учить строить диалог.

3. Приобщать детей к театральной деятельности; знакомить с разными видами театра.

4. Воспитывать взаимоотношения друг с другом.

5. Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности.

6. Содействовать развитию творческой активности детей.

7. Развивать мелкую моторику рук.

8. Сформировать у родителей интерес к театру и совместной театральной деятельности.

Идея:

Идея практики заключается в том, что если мы будем регулярно вести работу по театральной деятельности с детьми группы через систему разнообразных мероприятий, то это поможет сформировать основные понятия о театрализованной деятельности у детей. Они смогут приобрести первичные навыки в области театрального искусства. Театральная деятельность будет способствовать развитию эмоционального фона и речи дошкольников. В группе пополнится театральный центр, дети будут более увлеченно его использовать во время самостоятельной деятельности. Показатели актерского мастерства у детей станут более развиты. Родители будут вовлечены в жизнь группы.

На первом этапе работы в данном направлении мы организовали родительское собрание, где озвучили проблему. Дали родителям прочувствовать, что испытывают, не подготовленные к театральной деятельности, дети, когда играют роли в театрализованных постановках, как им тяжело подобрать вовремя нужные слова, мимику и движение, через драматизацию сказки «Колобок». И совместно решили, что надо работать над этой проблемой.

В работе по организации театрально-игровой деятельности мы руководствуемся принципами:

- эвристичности (наличие образовательной среды);

- единства (интеграция и дифференциация совместной деятельности);

- отсутствие принуждения;

- взаимосвязь игровой и неигровой деятельности (игровые действия переносятся в жизненный опыт и наоборот);

- поддержка игровой атмосферы.

Средства:

Для достижения оптимальности и эффективности задуманных идей мы использовали технологию проектирования. Разработали и реализовали два долгосрочных проекта «Театральная деятельность – как средство развития речи у детей»; «Театр рядом с нами».

В проектах использовали:

Информационное обеспечение:

наглядно-дидактические пособия;

книги;

разные виды театров;

интернет – ресурс.

Материально-техническое обеспечение:

компьютер;

аудиоколонка;

фотоаппарат;

аудио и видео картотеки.

А также:

Беседы: «Что такое театр»; «Театральные профессии»; «Правила поведения в театре».

Рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

Мимические упражнения.

Чтение художественных произведений (сказки, рассказы).

Пальчиковые гимнастики.

Разрабатывали сценарии развлечений для детей.

Распределяли роли.

Индивидуально работали с персонажами сказки.

Индивидуально работали с персонажами на звукоподражание героев сказки.

Репетиции сказок.

Оформление творческого альбома по теме проекта;

Приобретение методической литературы по теме;

Приобретение различных видов театра;

Изготовление декораций к постановкам и афиш.

Родители также были активно вовлечены в работу и реализацию проектов. Для них проведены консультации: «Театральная деятельность как способ развития связной речи у детей»; «Различные виды театров»; «Роль театрализованных игр в развитии ребёнка».

Совместно с детьми, родители изготовили персонажей к сказкам; различные виды театров, костюмы для показа.

Были организованы выставка рисунков «Мы из сказки» и фото-вернисаж «В кукольный театр вместе с семьей».

А также родители участвовали в развлечениях для детей. Показали детям кукольные театры: «Как заяц шубку менял», «Колобок»

Костюмированный театр «Гуси лебеди». Участвовали в открытом развлечении «Рукавичка» для педагогов ДОУ.

Механизмы:

Для реализации проектов в работу вовлечены:

заместителя заведующего по ВМР (методическая поддержка и консультирование);

дети старшей группы;

родителей воспитанников (совместная деятельность, консультации);

воспитателей группы.

Тесно сотрудничали с педагогами ДОУ. Проводили консультации как индивидуальные, так и для всего коллектива. Опыт работы востребован коллегами.

Результатом нашей работы стало:

Показ постановок перед детьми и взрослыми ДОУ.

Показ сказок родителям.

Показ сказки «Зимовье» педагогам района.

Участие в межмуниципальном конкурсе «Жар-птица» на сцене РДК.

Лауреаты межмуниципального конкурса «Жар-птица» и приглашение к участию в конкурсе в городе Канск.

По результатам мониторинга и наблюдений дети стали раскрепощённые, проявляют инициативу и самостоятельность. У них активизировался словарь и развита связанная речь. Дети умеют передавать эмоциональный характер героев, знают различные виды театров, активно используют их в свободное время. Среда группы пополнилась различными видами театров. Родители активнее принимают участие в жизни группы.

Сопровождение:

Если вдруг, кого-нибудь заинтересовала наша практика мы готовы консультировать в данном направлении.

Практика включения родителей в образовательный процесс «Страна добрых отношений»

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в пункте 2.4 говорится, что в программе необходимо: предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей, а в пункте 2.11 отмечается, что реализация программы осуществляется через взаимодействие с родителями.

Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.

Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Из всего вышесказанного возникают противоречия:

между ориентацией государства на вовлечение родителей в образовательный процесс и отсутствием механизма сотрудничества ДОУ с семьей;

между потребностью ДОУ в реальном заказе со стороны родителей и отсутствием у родителей умений прогнозировать развитие своего ребенка и формулировать на этой основе заказ дошкольному учреждению;

между потребностью практики в целенаправленном педагогическом влиянии на развитие ребенка в ДОУ и дома и отсутствием эффективной модели активного сотрудничества педагогов и родителей в планировании и организации образовательного процесса

Педагогический коллектив нашего детского сада предположил:

Если выстроить эффективную практику взаимодействия с родителями: через: организацию интересных формы работы, координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей, то можно повысить уровень включения родителей в образовательный процесс и деятельность дошкольного учреждения.

Цель: Включение родителей ДОУ в образовательный процесс

Задачи:

Изучить степень включенности родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения;

Определить содержание, формы и методы включения родителей в планирование образовательного процесса в ДОУ;

Проверить эффективность педагогических условий включения родителей в планирование образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Мы свою работу выстраиваем на принципах

Принципы:

открытость дошкольного учреждения;

взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

уважение и доброжелательность друг к другу;

дифференцированный подход к каждой семье;

равная ответственность родителей и педагогов;

взаимопомощь;

доверительное отношение;

систематичность;

плавность.

Система включения родителей в образовательный процесс ДОУ:

1 этап Анкетирование родителей (удовлетворенность качеством построения образовательного процесса в ДОУ)

2 этап Анализ полученных данных анкет

3 этап Построение образ.процесса в группах с учетом запроса родителей (направления работы, интересующие темы, проблемные моменты, темы праздников, совместных мероприятий и др.)

Ежегодно в августе в образовательной организации запускается анкетирование родителей каждой возрастной группы. В анкете родители выбирают направление работы ДОУ на учебный год. Пишут интересующие темы родительских собраний, консультаций, конкурсов для детей и родителей. Определяют темы портфолио, выставок. Также какие бы хотели чтобы прошли совместные мероприятия в ДОУ, каждой возрастной группе.

Все анкеты анализируются, выбирается из большинства направление работы детского сада на учебный год (1, 2). Ставятся задачи работы с детьми, родителями, педагогами ОУ. Каждая возрастная группа анализирует анкеты родителей и составляет план работы группы на учебный год, учитывая пожелания, запросы своих родителей.

Формы и технологии для реализации практики:

Практика работы с детьми и родителями в группах раннего возраста «Мои первые шаги»

Реализация практики осуществляется в несколько этапов:

1 этап: Дети посещают группу с родителями в первые дни прихода в детский сад. В группе есть ребенок ОВЗ, он посещает группу с мамой.

Благодаря этому дети и родители знакомятся с педагогами, группой и режимом ОУ. Чувствуют себя спокойнее и увереннее. Педагоги могут ближе познакомиться с детьми и родителями.

2 этап: Все мы знаем, что педагоги в группах раннего возраста не проводят или проводят, но очень редко, совместные мероприятия с родителями. Причина кроется в том, что дети раннего возраста на таких мероприятиях плачут, увидев родителей, их потом невозможно организовать. В результате ДОУ остается закрытой системой для родителей детей раннего возраста.

Мы на данном этапе решили, что необходимо наоборот чаще проводить совместные мероприятия с детьми и родителями, чтобы детский сад стал открытым для семьи (удобное время для посещения мероприятий большинством родителей). На этом этапе ведущую роль выполняют педагоги (организуют мероприятия и проводят его с детьми и родителями). Родители участвуют в мероприятиях со своими детьми.

Это дает возможность педагогам показать родителям формы, приемы, средства организации совместной деятельности с детьми. Родители включаются в образовательный процесс группы. Дети учатся взаимодействовать сазу со всеми участниками образовательных отношений. Семья ребенка ОВЗ принимает участие в совместных мероприятиях.

Сложность данного этапа: на первых мероприятиях дети плачут, родители не знают как себя вести с детьми, не могут их успокоить, дети плохо включаются в организованную деятельность. После нескольких мероприятий данная проблема исчезает.

3 этап: Родители принимают непосредственное участие в мероприятиях группы. Родители понимают значимость и важность участия в них. На данном этапе используем в работе с родителями технологию «Семейный праздник» Кудрявцевой Елены Александровны. Родители принимают участие в разработке и подготовке к праздникам, развлечениям, театральным постановкам – играют роли, готовят костюмы, атрибуты, организуют и проводят игры с детьми. На данные мероприятия приглашаются все члены семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, тети, братья и др.) В группе организуются чаепития (данную технологию используют педагоги ДОУ всех возрастных групп).

В ОУ были организованы и проведены с непосредственным участием родителей мероприятия: «Арбузник», «День именинника», «Капустные посиделки», «Путешествие по сказкам», «Машенька – Маша», «Колобок», «Осенние чудеса», «Путешествие в страну Ма», «Святки Колядки», «Масленица», «Новогодний утренник», «Как Марья Ивана в армию собирала» и многие другие.

Ежегодно в ОУ совместно с родителями проводиться «Осенний кросс». Цель данного мероприятия – пропаганда здорового образа жизни.

Участие родителей в реализации проектов.

Использование в работе технологии «Проектная деятельность в ДОУ» (А.И. Савенков)

Реализованы проекты:

«Капитошки учатся играть» (с участием инструктора) (развитие двигательных умений). «Рисуем и творим» (нетрадиционное рисование, лепка, аппликация) для развития моторики. «Учимся играя» (сенсорное развитие) 2 направления работы – дети и родители. Родители принимают участие в обогащении и развитии среды в группе. Опыт работы по взаимодействию с родителями в развитии среды группы был представлен в 2018 году на Канской педагогической конференции на выставке дидактических пособий (сертификат).

«Мы живем в прекрасном крае!» (является формируемой частью программы ДОУ) опыт представлен на V педагогической конференции г.Канска (опубликован в сборнике по результатам конференции); на фестивале педагогических практик «Под знаком качества» г.Бородино 2016г.(сертификат).

«Конструируем с ТИКО», «Хлеб всему голова», «Где – то там за кулисами», «Скоро, скоро Новый год», «Новогодняя игрушка», «Познаем играя», «Цветная неделя», «Театр рядом с нами», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Здравствуй, зимушка – зима!», «Весна идет!», «Игровой стретчинг в детском саду», «Универсиада в детском саду», «Гибкие сказки», «Наш помощник – язычок», «Путешествие в страну народных инструментов», «9 Мая» и др.

В реализации проектов родители участвуют в оформлении образовательной среды, совместных мероприятиях, в рамках реализации проектов.

Технология «Портфолио дошкольника».

Работа по данной технологии начинается с раннего возраста. Совместно с родителями составляется план работы на учебный год. Работа по технологии равнозначная педагоги – родители. Позволяет педагогам больше узнать о семье ребенка, интересах ребенка. Родители узнают о развитии ребенка, его интересах, друзьях, мечтах и др.

Темы портфолио: «Моя комната», «Мой домашний питомец», «Зимние игры и забавы», «Мои подарки на Новый год», «Мой папа», «Мой дедушка», «Мои успехи в этом году», «Мои друзья», «Я сам!», «Мой новогодний костюм», «Мои страхи», «Моя улица», «Мамы, папы на работе», «Моя мама лучше всех» и др.

День дублера

Такая форма работы позволяет родителям погрузиться в воспитательно – образовательную среду, с иной позиции посмотреть на деятельность педагогов и всего персонала ДОУ. Попробовать проявить себя в роли педагогов – это формирует уважение и понимание сложности работы сотрудников ДОУ. Такая форма работы способствует партнерскому взаимоотношению с семьями воспитанников.

Совместный поход с родителями

Организация досуга детей в выходной день вне территории ДОУ одна из значимых и интересных форм взаимодействия с родителями. Родители выбирают наиболее подходящее место для проведения похода. Организую доставку детей, педагогов. Помогают в организации мероприятий с детьми – прохождение полосы препятствий, поиск клада, сбор природного материала, пикник на свежем воздухе, уборка за собой территории. Данное мероприятие сближает детей, родителей, педагогов. Пропаганда активного семейного отдыха.

Участие с детьми и педагогами в конкурсах ДОУ, муниципальных, всероссийских.

Родители хотят демонстрировать свои и детские достижения, видеть результат работы. В ДОУ ежегодно организуются разнообразные конкурсы: «Символ 2019 года», «Все краски осени» (участие родителей воспитанников выше 78%), «Лучший макет по направлению «познавательное развитие» (опыт работы по оформлению макетов представлен педагогам района на РМО), «Лучший центр по реализации формируемой части программы ДОУ» (победители Всероссийских конкурсов по патриотическому воспитанию в ДОУ), «Лучшая организация родительского собрания» (опыт представлен на район), «Лучшее дидактическое пособие для реализации формируемой части программы ДОУ» (опыт работы представлен педагогам Восточной зоны на методическом дне). Родители совместно с педагогами оформляют и создают развивающую среду в группах. Принимают участие в оформлении центров, пособий, игр, альбомов.

Ежегодно в детском саду проводится детский творческий конкурс «Искорки», родители готовят творческие номера детей, сами принимают в них непосредственное участие с детьми. Если им нужна помощь привлекаются специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, хореограф, воспитатели).

Ежегодно дети принимают участие в муниципальных конкурсах «Мое Отечество», «ДоМиСолька» и др. Родители участвуют с детьми и педагогами в номинации «Взрослые и дети», помогают в изготовлении декораций и костюмов. Дети детского сада ежегодно занимают призовые места на конкурсах.

Экскурсии

Казалось бы, экскурсия традиционная форма работы с детьми, но нет, в нашем детском саду педагоги привлекаю к этому родителей своих воспитанников. Родители работают в разных отраслях, и конечно, же интересней, когда приходят дети на экскурсию в пожарную часть, школу, музыкальную школу, магазин, а там вас встречает мама, папа, бабушка воспитанника группы. Родители готовятся, стараются, чтобы дети узнали о профессиях как можно больше.

Такая форма взаимодействия с родителями не только способствует вовлечению родителей в образовательный процесс по реализации формируемой части Программы ДОУ, но и способствует сближению детей и родителей. Понимание значимости и важности каждой профессии.

Оформление газеты группы совместно с родителями

Один раз в квартал в группе оформляется газета, в которой присутствуют рубрики «Педагогическая страница», «А вы знаете, что…», «Говорят дети», «Калейдоскоп событий». Опыт работы представлен на РМО для коллег района.

Технология «Дневник личных достижений семьи»

В детском саду данную технологию используют в каждой возрастной группе. Родители с педагогами каждой группы определили, каким будет этот дневник открытым или закрытым. Участие семьи во всех наиболее значимые мероприятия группы, ДОУ отмечается в дневнике определенным знаком (смайл, звездочка). В конце учебного года в каждой возрастной группе по результатам дневника выбирается «Семья года» и на итоговом родительском собрании награждается дипломом. Данная технология стимулирует семьи к активности, вовлекает их в участие в жизни группы, ДОУ.

Вывод:

Использование данных технологий для реализации практики «Страна добрых отношений» дает:

Анализ адаптационных листов, анкет показал 100% легкая адаптация всех участников образовательных отношений групп раннего возраста к условиям ДОУ;

Родители непосредственно принимают участие в разработке и подготовке к мероприятиям группы.

Родители понимают значимость и важность организуемых мероприятий для развития детей.

Родители участвуют в оформлении образовательной среды группы, являются непосредственными участниками образовательных отношений.

Родители могут видеть достижения своего ребенка, его возможности на определенном этапе, трудности.

Педагоги больше узнают о детях и их семьях, могут оценить достижения каждого ребенка на определенном этапе развития.

Наблюдается динамика позитивной социализации семьи и ребенка ОВЗ.

Педагоги выстраивают образовательный процесс с учетом интересов и запросов родителей;

Родители получают возможность непосредственно участвовать в жизни группы, получать ответы на интересующие их вопросы;

Родители занимают активную позицию к процессу развития и воспитания детей.

Локальные нормативные акты

Профсоюзная организация

  • Представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза
  • Контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда
  • Улучшение материального положения, укрепление здоровья и повышение уровня жизни членов профсоюза
  • Информирование членов профсоюза о работе профсоюзной организации
  • Приём и учёт членов профсоюза, организационные мероприятия
  • Вовлечение членов профсоюза в профсоюзную работу 

Цель работы профсоюзной организации — защита профессиональных, трудовых, социально–экономических прав и интересов работников, повышение их социального статуса

Председатель первичной профсоюзной организации -  Кругляк Юлия Викторовна

В состав профсоюзной организации входит 7 человек

Документы профсоюза детского сада

Документы отсутствуют

Статистические отчёты

Документы отсутствуют
На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie